b_280_180_16777215_00_images_stories_2024_12_24.12_1.jpgУ восьмиклассников Оренбургского президентского прошел урок обобщения учебного материала на тему «Основы математической логики» в форме практикума по решению межпредметных интегрированных задач.

Заинтересовать обучающегося абстрактными понятиями так же трудно, как заставить его выучить материал, если он не понимает цели этого изучения.  

Поэтому обобщающий урок информатики с кадетами 1 учебного курса преподаватель Варвара Колодинская начала с вопроса: что общего у электрика, юриста и программиста? Оказалось, во всех этих профессиях используется математическая логика: электрику она помогает составлять схемы электропроводки, юристу – формировать доказательную базу, а программисту – разрабатывать алгоритмы. Поняв это, кадеты стали разбираться, как логические операции помогают решать не только технические, но и жизненные задачи.

Для решения технических задач на уроке использовался электронный конструктор «Знаток», с помощью которого были собраны схемы инвертора, конъюнктора и дизъюнктора. 

Кадеты вспомнили, что опыт работы с конструктором получили еще в младших классах. А вспомнив основные правила сборки схем, смогли применить эти знания в новых условиях. 

На основе собранных схем были сделаны выводы о работе электрических устройств, простых электронных приборов – таких, например, как светофор, и сделано обобщение о функционировании микропроцессоров.

Затем на примере задачи, построенной по примеру олимпиадных задач по обществознанию, кадеты увидели, как несколько подряд идущих отрицаний могут существенно усложнить смысл высказывания. 

По условию задачи требовалось разобраться, совпадают ли точки зрения матери и бабушки, если мама отказывает сыну в просьбе отменить папин запрет на уклонение от поступков, противоречащих бабушкиным словам. Кадеты стали учиться «раскручивать» сложные логические конструкции и смотреть, как каждое отрицание меняет исходные условия.

В практической части кадетам была предложена задача с Роботом, который должен был закрасить все клетки определённого поля по заданному рисунку. Робот начинал движение у нижней клетки, прилегающей к вертикальной стене. Требовалось написать три циклических алгоритма, чтобы Робот закрасил нужные клетки и не «разрушился» (то есть не вышел за границы поля). Благодаря этим алгоритмам кадеты повторили основные конструкции программирования и логику принятия решений.

Чтобы Робот мог безопасно двигаться, в решении была предусмотрена проверка сразу двух условий: есть ли сверху стена и можно ли шагнуть влево? Если оба условия выполнялись (логическое «И»), то Робот продолжал движение. Таким образом, кадеты увидели, как «конъюнктор» (логическая операция И) работает не только в теоретических рассуждениях и электрических схемах, но и в реальной задаче по программированию.

Кадетам понравилось, что весь урок им приходилось решать задачи из повседневной жизни. Усвоенные ранее абстрактные понятия отлично вписались в общую картину существующей реальности.

b_280_180_16777215_00_images_stories_2024_12_24.12_2.jpgb_280_180_16777215_00_images_stories_2024_12_24.12_3.jpgb_280_180_16777215_00_images_stories_2024_12_24.12_4.jpgb_280_180_16777215_00_images_stories_2024_12_24.12_5.jpg